1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге:
визави?, парте?р, жалюзи?, диспансе?р, несессе?р, канапе?, консоме?.
2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков (финалью):
* -а?л (в иноязычных словах): пена?л, фина?л, порта?л, фиска?л, кварта?л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта?ле; сдача дома намечена на второй кварта?л);
* -а?тай (-а?тайство; -а?тайствовать): глаша?тай, завсегда?тай, согляда?тай, хода?тай, хода?тайство, хода?тайствовать (существительное хода?тай и производные от него очень часто произносятся неправильно);
* -прово?д (в сложных словах): газопрово?д, мусоропрово?д, нефтепрово?д, но: электропро?вод;
* -ле?ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле?ние, мышле?ние (мы?шление – устаревшее), уведомле?ние, усугубле?ние;
* -ме?н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме?н, джентльме?н. Исключение: ба?рмен.
*
Слово фено?мен (редкое, необычное, исключительное явление) – греческого происхождения и не подчиняется данной модели. По отношению к человеку оно может произноситься и с ударением на последнем слоге (феноме?н), но такое произношение всё же не является правильным.
3. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:
* -ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото?чить > сосредото?чение; обеспе?чить > обеспе?чение; упро?чить > упро?чение; ве?дать > испове?дать, испове?даться > испове?дание, вероиспове?дание, воспроизвести? > воспроизведе?ние;
Обратите внимание на то, что этому правилу не подчиняются существительные на -ле?ние (мы?слить – мышле?ние, уве?домить – уведомле?ние).
* -ота? (существительные, образованные от прилагательных): полный > полнота?, немой > немота?, сирый > сирота? (мн. ч. – бедные сиро?ты);
* -о?та (существительные, образованные от глаголов): дремать > дремо?та; зевать > зево?та; ломать > ломо?та.
*
Иногда постановка ударения может определяться значением и стилем повествования.
Так, в литературной речи встречается произношение воздви?жение и воздвиже?ние: первое – при использовании слова в значении «церковный праздник» (торжественная служба на воздви?жение), второе – в значениие «действие по значению глагола воздвигать» (воздвиже?ние колонн).
Обратите внимание на произношение слова знамение: в любом значении ударение ставится на первый слог (крестное зна?мение, зна?мение времени).
4. Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова:
* -ло?г (неодушевлённые объекты): катало?г, некроло?г, моноло?г, диало?г (исключение – ана?лог);
* -?лог (наименования лиц по роду занятий): фило?лог, зоо?лог, ихтио?лог;
* -ме?тр (единицы измерения): киломе?тр, сантиме?тр, дециме?тр;
* -?метр (измерительные приборы): баро?метр, гальвано?метр, хроно?метр. Исключения: амперме?тр, вольтме?тр.
5. Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия.
*
Так, в словах на -анин (-ане), обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог:
горожа?нин, углича?нин, волжа?нин, земля?нин, марсиа?нин, египтя?нин, миря?нин.
*
В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог:
граждани?н (ср.: горожа?нин), христиани?н (ср.: крестья?нин), селяни?н (ср.: сельча?нин), славяни?н, мещани?н.
*
Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы:
Афи?ны > афи?нянин, афи?няне; Рим > ри?млянин; Карфаге?н > карфаге?нянин; лати?нянин, лати?няне; филисти?млянин, филисти?мляне.
*
Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова.
Так, несколько десятилетий назад нормативным было ударение инду?стрия, металлу?ргия, полигра?фия. Однако сейчас нормативным является произношение индустри?я, металлурги?я, полиграфи?я. Подобное колебание наблюдается и в произношении существительного кулина?ри?я. Необходимо помнить, что в официальной обстановке следует произносить это слово с безударной финалью – кулина?рия. Варианты апопле?ксия и апоплекси?я равноправные.
*
Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов.
* Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге:
а?рия, ма?ния, ма?фия.
Но возможны и исключения (обычно это слова не латинского, а греческого происхождения):
месси?я, вити?я, стихи?я.
*
В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова:
фотогра?фия, гастроно?мия, гомеопа?тия, наркома?ния, психопа?тия, эпиле?псия.
*
Большинство многосложных слов на -ия относится к специальной лексике, к терминологии. Как уже отмечалось в п. 1.2.1, далеко не все варианты произношения, распространённые в профессиональной среде, являются нормативными.
*
При затруднении следует обращать внимание на финали. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими финалями: -атри?я, -карди?я, -пси?я, -стени?я, -тези?я, -терапи?я, -терми?я, -урги?я, -фили?я, -хрони?я:
психиатри?я, тахикарди?я, биопси?я, астени?я, анестези?я, трудотерапи?я, металлотерми?я, литурги?я, некрофили?я, синхрони?я.
*
Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо?бия, -ло?гия, -га?мия, -но?мия, -ма?ния, -го?ния, -мо?ния, -тро?пия, -на?рия, -гра?фия, -то?рия, -ме?трия, -ре?ссия, -па?тия, -кра?тия, - ?ция:
русофо?бия, аполо?гия, монога?мия, гастроно?мия, наркома?ния, аго?ния, филантро?пия, ветерина?рия, орато?рия, геоме?трия, агре?ссия, гомеопа?тия, плутокра?тия, кинематогра?фия, девальва?ция, конфирма?ция.
*
Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями.
Ср.: фее?рия, фанабе?рия, мисте?рия – истери?я, дифтери?я; какофо?ния, симфо?ния – телефони?я, стереофони?я.
*
Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения – симме?трия и симметри?я, но существительное асимметри?я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме?трия не рекомендуется).
*
Подобное явление можно наблюдать в словах договор, приговор, заговор. Существительные заговор и приговор имеют один литературный вариант произношения: за?говор – с ударением в начале слова; пригово?р – с ударением на конце слова. До недавнего времени единственно правильным считалось произношение догово?р. Сейчас допустимой признаётся и очень частотная в речи форма до?говор, однако употреблять её всё же не следует.
6. Определённые колебания в постановке ударения наблюдаются и в отдельных формах имён существительных.
*
Так, в косвенных падежах единственного числа существительных мужского рода второго склонения в ряде слов ударение остается неподвижным (постоянным):
аэропорт – аэропо?рта (но: в аэропорту?), Бальзак – Бальза?ка, бунт – бу?нта, верблю?д – верблю?да, воз – во?за (но: на возу?), воя?ж – воя?жа, ко?готь – ко?гтя, ло?коть – ло?ктя, марш – ма?рша, но?готь – но?гтя, сте?бель – сте?бля, торт – то?рта, фаза?н – фаза?на, фарш – фа?рша, шаг – ша?га (но в сочетании с числительными: два шага?; с предлогом в: в шагу?; в сочетании: на каждом шагу?), шарф – ша?рфа, шёлк – шёлка.
*
В других случаях наблюдается передвижение ударения с основы слова на окончание:
бинт – бинта?, блин – блина?, герб – герба?, кисель – киселя?, прут – прута?, серп – серпа?, столяр – столяра?.
*
В ряде случаев в литературном языке сосуществуют несколько вариантов произношения:
гусь – гу?ся (допустимо – гуся?); пруд – пру?да (допустимо – пруда?; в предложном падеже – на пруду?); мост – обе формы (моста? и мо?ста) равноправны.
*
Подобные явления наблюдаются и в форме именительного падежа множественного числа.
*
Ударение передвигается на окончание в словах:
школьный бал – школьные балы?, бинт – бинты?, воз – возы?, герб – гербы?, маляр – маляры?, мост – мосты?, пруд – пруды?, серп – серпы?, столяр – столяры?, шкаф – шкафы?.
*
Ударение не передвигается на окончание:
арбу?з – арбу?зы, проходной балл – проходные ба?ллы, вор – во?ры, догово?р – догово?ры, ко?зырь – ко?зыри, кран – кра?ны, торт – то?рты, тост – то?сты, шарф – ша?рфы, шприц – шпри?цы (в речи медиков – шприцы?).
*
Два литературных варианта фиксируются у существительных: равноправные варианты – по?рты и порты?, детские хо?ры и хоры?, шрифты? и шри?фты, штабы? и шта?бы; основной и допустимый, но менее желательный варианты: фло?ты (допустимо – флоты?), ходы? (допустимо – хо?ды).
*
Аналогичные явления есть и при склонении существительных других родов.
Например, во множественном числе существительных среднего рода ударение может перемещаться на окончание (войска?, дела?, зеркала?), а может оставаться неподвижным (ко?льца, кры?льца, пя?тна).
Обратите внимание
В формах множественного числа существительных благо, блюдо, средство в речи очень частотны формы с ударением на окончании (блага?, блюда?, средства?). Такое произношение является грубой ошибкой и свидетельствует о низкой культуре говорящего! Следует произносить: все бла?га, ни за какие бла?га мира, красивые блю?да, вторые блю?да, выделенные сре?дства.
*
Достаточно много колебаний можно отметить и при образовании родительного и других падежей множественного числа существительных всех родов.
Особое внимание обратите на передвижение ударения в следующих формах: бро?ви – брове?й, ве?тви – ветве?й, во?лны – по волна?м и по во?лнам, гру?зди – грузде?й, де?ньги – де?нег, деньга?м, о деньга?х, до?ски – досо?к (допустимо – до?сок), дро?жжи – дрожже?й, ки?сти – кисте?й, ко?зыри – козыре?й, ко?льца – коле?ц (но: ко?льцам), ку?дри – кудре?й, ле?беди – лебеде?й, но?вости – новосте?й, о?бласти – областе?й, о?череди – очереде?й, пло?щади – площаде?й, про?стыни – просты?нь и простыне?й, грамматические ро?ды – родо?в, са?ни – сане?й, ска?терти – скатерте?й, ско?рости – скоросте?й.
*
Остаётся неподвижным ударение в следующих формах:
бо?ли – бо?лей (у медиков – боле?й), бу?дни – бу?дней (допустимо – бу?ден), вёрсты – о вёрстах, воло?кна – воло?кон, ве?рфи – ве?рфей, гра?бли – гра?бель и гра?блей, гу?сли – гу?слей, о?кна – о?кон, ру?жья – ру?жей, стёкла – стёкол, ту?фли – ту?фель, ша?рфы – ша?рфов, я?сли – я?слей.
*
Равноправными являются формы косвенных падежей во множественном числе:
бу?бны – бубён, бубна?м и бу?бен, бу?бнам.